Обзор российского рынка вилочных погрузчиков и складской техники за 2011-2020 годы

12 февраля 2021 Обзор российского рынка вилочных погрузчиков и складской техники за 2011-2020 годы
Для понимания, масштабирования и анализа российского рынка вилочных погрузчиков и самоходной складской техники, предлагаем обратиться сначала к мировой статистике WITS.

Мировая статистика WITS

World Industrial Truck Statistics (WITS) — это всемирная статистика, отслеживающая заказы и отгрузки погрузчиков и самоходной складской техники по всему миру и во все страны. Семь ассоциаций предоставляют для неё отчеты по месяцам нарастающим итогом в течение года. Это:

  CITA — Китайская Ассоциация промышленных грузовиков
  FEM — Европейская Федерация Погрузочно-Разгрузочных машин
  JIVA — Японская Ассоциация промышленных транспортных средств

ITA — Ассоциация промышленных грузовиков (Северная Америка)
  KOCEMA — Корейская Ассоциация Производителей строительной техники
  ABIMAQ — Бразильская ассоциация машин и оборудования
  SIMHEM — Общество индийских производителей погрузочно-разгрузочного оборудования

! Примечание:
Россия ассоциированный член FEM в лице  Ассоциации производителей стеллажей и складского оборудования

В программе отчётности используются следующие классы складской техники:

Класс 1 — Электрические погрузчики с противовесом (электропогрузчики).
Класс 2 — Электрическая внутрискладская техника с кабиной для оператора (ричтраки).
Класс 31 — Электрическая низкоподъёмная сопровождаемая техника, собственная масса которой включая аккумулятор <= 250 кг (электротележки).
Класс 32 — Электрическая внутрискладская сопровождаемая техника (штабелёры).
Classes 4/5 — Дизельные и бензиновые погрузчики с противовесом на пневмо и бандажных шинах (автопогрузчики).

! Примечание:
деление класса 3 на 31 и 32 стало использоваться с 2020 года.

Статистика по частям света в разрезе классов складской техники заказ/отгрузка за период 2018, 2019, три квартала 2020 года выглядит следующим образом:


Данные взяты из официальной статистики WITS.

Как видно из таблиц, мировой объём производства составляет 1,5 млн единиц самоходной техники.

Мировой рейтинг производителей погрузчиков

Авторитетное немецкое издание DHF Intralogistic опубликовало очередной мировой рейтинг производителей погрузчиков и складской техники за 2019/2020 года по маркам.

Рейтинг не сильно отличается от 2018/2019 годов, но всё же есть тенденции. Выручка лидеров рынка выраженная в миллионах евро растёт несмотря на снижение мирового рынка в натуральном выражении на 2% выраженная в единицах складской техники:
  • Японская корпорация TOYOTA выросла в продажах с отметки 11 247 до 11 773 млн. евро или на 4,7%.
  • Немецкая KION (Linde, Still) с 5916 до 6404 млн. евро или на 8,2%.
  • Jungheinrich c 3796 до 4073 млн. евро или на 7,2%.
  • Японская Mitsubishi Logisnext (Mitsubishi, Nichiyu, Unicarriers, TCM) с 3439 до 3679 млн. евро или на 6,9%.
  • Американская семейная компания Crown c 2947 до 3323 млн. евро или на 12,8%.
  • HYSTER-YALE c 2539 до 2791 или на 9,9%
  • Manitou поменялся местами с Kalmar и поднялся с 8-го места на 7-е.
  • Завершают первую десятку китайские производители HELI и HANGCHA, которые так же выросли в продажах на 5,8% и 7,1% соответственно с результатами 1299 и 1117 млн. евро.
  • Во второй десятке идёт напряженная борьба за призовые места между корейскими DOOSAN и CLARK, которые идут ноздря в ноздрю и заработали по 699 млн. евро, показав прирост к предыдущему периоду 4,3%.
  • За ними с падающими продажами идет Komatsu с результатом 601 против 627 млн. евро минус 4,1%.
  • Далее 14-е место оккупировала итальянская Merlo, выпускающая телескопические погрузчики с результатом 439 млн. евро.
  • На 15-м месте опять корейская компания HYUNDAI известная на весь мир своим автомобильным подразделением. Отработала с небольшим снижением — 391 против 395 млн. евро. По объёму продаж по сравнению со своими соотечественниками из Кореи DOOSAN и CLARK, она продаёт на 70% меньше.
  • Китайский Lonking отстоял 16-е место. Он занимает 3-е место в мировом рейтинге среди китайских производителей с выручкой 307 млн. евро что на 3,7% больше чем в прошлом году.
Далее идут производители специализированной складской техники такие как боковые погрузчики, узкопроходные штабелёры с трехсторонней обработкой груза, взрывозащищенные погрузчики и другие.


Россия в статистике WITS

В прошлой статье мы анализировали мировой рейтинг производителей за последние 10 лет, поэтому предлагаем в этой статье проанализировать наш родной российский рынок за последнее десятилетие.

Согласно данным WITS в Россию было завезено следующее количество складской техники по классам за период с 2011 по 2020 года:
Года Class 1 Class 2 Class 31 Class 32 Class 4 & 5 Total


2011 3 786 2 672 6 218 10 323 22 999
2012 3 534 2 477 6 620 11 418 24 049
2013 3 094 2 506 6 407 12 197 24 204
2014 2 702 2 240 7 875 6 809 19 626
2015 1 282 1 904 6 031 3 688 12 905
2016 2 362 2 378 7 430 4 546 16 716
2017 2 886 2 295 9 191 5 251 19 623
2018 3 181 2 647 9 007 6 194 21 029
2019 2 943 2 238 8 776 5 997 19 954
2020 2 687 2 253 1 341 9 341 5 857 21 479
ИТОГО 28 457 23 610 1 341 76 896 72 280 202 584

Привычных авто и электро погрузчиков включая ричтраки (классы 1+2+4/5) было импортировано за 10 лет всего 125 000 единиц. В среднем в год импортируется в Россию 20 000 единиц самоходной складской техники. Как вы уже заметили, что в кризисные года, когда курс нашей национальной валюты резко падает к доллару США, Евро, Йене, Юаню то рынок заметно снижается. Отчётливо это видно в 2015 и 2016 года когда курс доллара вырос с отметки 35 до 65 руб. за один доллар США.


Тенденции российского рынка погрузчиков и складской техники

Теперь рассмотрим тенденции Российского рынка по классам и представим его в виде графика:


  • Электропогрузчики за 10 лет по количеству упали с 3786 до 2687 единиц или на 25%.
  • Ричтраки самая стабильная складская техника — как было 2500 штук так и осталось.
  • Штабелеры и электротележки, как представители малой складской техники выросли на 70% с отметки 6000 штук почти до 11000 штук.
  • Автопогрузчики упали в 2 раза или на 50% с отметки 12 000 штук до 6000 штук.

Оценка стоимости рынка погрузчиков и складской техники

Предлагаем теперь оценить ориентировочно годовой российский рынок погрузчиков и складской техники выраженный в рублях за прошедший 2020 год.

Электропогрузчик производства Европа/Япония/Корея стоят в районе 2 250 000 руб., китайского производства 1 450 000 руб. Их продается в России в соотношении 50/50.

Ричтраки в 99% случаях поставляются из Европы. Средняя цена составляет 40 000 Евро, в рублях это составляет 3 640 000 руб.

Электротележки 50% из Европы и 50% из Китая. Цена 550 000 руб. и 250 000 руб. соответственно.

Штабелёры, как средство малой механизации на складе, набирают обороты. Цена за самоходный штабелёр из Китая легкой серии с мачтой стандарт составляет 200 000 руб., и может возрасти до 1 000 000 руб. если штабелёр с мачтой триплекс и он европейского производства.

Автопогрузчики аналогично электропогрузчикам продаются в соотношении 50/50 между фирменными/китайскими. Так как разброс по грузоподъёмности у автопогрузчиков велик от 1,5 тонн до 10,0 тонн, бывают и большегрузные погрузчики 10,0 тонн и выше, то возьмём самый массовый сегмент погрузчиков 1,5-5,0 тонн. Рыночная цена погрузчика производства Япония/Корея/Европа составляет 3 000 000 руб., китайского 1 560 000 руб.

Тогда стоимостная оценка рынка погрузчиков и складской техники в РФ составляет:
Электропогрузчики 2687*(2 250 000+1 450 000)/2 = 4 970 950 000 руб.
Ричтраки 2253*3 640 000 = 8 200 920 000 руб.
Электротележки 1341*(550 000 + 250 000)/2 = 536 400 000 руб.
Штабелёры 9341*(1 000 000 + 200 000)/2 = 5 604 600 000 руб.
Автопогрузчики 5857*(3 000 000 + 1 560 000)/2 = 13 353 960 000 руб.
Итого рынок в стоимостном выражении составляет 32,7 млрд. руб. или по курсу 75 руб. за один доллар 435 млн. $.

! Примечание:
стоимостная оценка рынка проводится на основе самого массового сегмента рынка автопогрузчиков грузоподъёмностью от 1,5 до 5 тонн, а не всего рынка автопогрузчиков, куда так же входят погрузчики свыше 10 тонн, чья доля в стоимостном выражении может составлять около 20% всего рынка, а так же без учета телескопических погрузчиков.

Для сравнения. Выручка сети быстрого питания ООО «Макдональдс» за 2019 год составляет 58 млрд. руб.

Вот такой российский рынок погрузчиков и складской техники – тесный и многонациональный. На нём представлены все мировые производители складского напольного транспорта и все хотят быть успешными.

Техника Бренды Страна
Авто и электропогрузчики, складская техника NICHIYU ЯПОНИЯ
MITSUBISHI ЯПОНИЯ
CATERPILLAR ЯПОНИЯ
TOYOTA ЯПОНИЯ
KOMATSU ЯПОНИЯ
TCM ЯПОНИЯ
SUMITOMO ЯПОНИЯ
PALETRANS БРАЗИЛИЯ
JUNGHEINRICH ГЕРМАНИЯ
STILL ГЕРМАНИЯ
LINDE ГЕРМАНИЯ
CROWN США
ATLET ШВЕЦИЯ
BT ШВЕЦИЯ
DOOSAN КОРЕЯ
HYUNDAI КОРЕЯ
CLARK КОРЕЯ
HYSTER США
YALE АНГЛИЯ
ROCLA ФИНЛЯНДИЯ
LOC ФРАНЦИЯ
PRAMAC LIFTER ИТАЛИЯ
CESAB ИТАЛИЯ
OMG ИТАЛИЯ
Авто и электропогрузчики HELI КИТАЙ
HANGCHA КИТАЙ
LONKING КИТАЙ
TAILIFT КИТАЙ
EP КИТАЙ
MAXIMAL КИТАЙ
BAOLI КИТАЙ
DALIAN КИТАЙ
FEELER КИТАЙ
LIUGONG КИТАЙ
CHANTUI КИТАЙ
SHANGLI КИТАЙ
UN FORKLIFT КИТАЙ
JAC КИТАЙ
UTILEV КИТАЙ
MANITOU КИТАЙ
TEU КИТАЙ
CHERY КИТАЙ
GOODSENSE КИТАЙ
Складская техника RUYI КИТАЙ
NOBLELIFT КИТАЙ
CHOLIFT КИТАЙ
LIFTSTAR КИТАЙ
NIULI КИТАЙ
ZOWELL КИТАЙ
EP КИТАЙ
Погрузчики повышенной проходимости, телескопические погрузчики AUSA ИСПАНИЯ
MANITOU ФРАНЦИЯ
BOBCAT США
FARESIN ИТАЛИЯ
JLG БЕЛЬГИЯ
MERLO ИТАЛИЯ
DIECI ИТАЛИЯ
JCB АНГЛИЯ
KRAMER ГЕРМАНИЯ
Большегрузные погрузчики, контейнерные погрузчики, ричстакеры KALMAR ШВЕЦИЯ
KONECRANES ШВЕЦИЯ
FANTUZZI ИТАЛИЯ
TEREX ФРАНЦИЯ
MECLIFT ФИНЛЯНДИЯ


Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться
Итоги 10 лет на мировой арене вилочных погрузчиков и складской техники
Итоги 10 лет на мировой арене вилочных погрузчиков и складской техники
В каком направлении двигается мировой спрос на вилочные погрузчики и складскую технику в разрезе 10 лет истории.
Отправить Вам копию сообщения?
Да, пожалуйста
Нет, не нужно
Мы отправили Вам копию сообщения.
x^