Для понимания, масштабирования и анализа российского рынка вилочных погрузчиков и самоходной складской техники, предлагаем обратиться сначала к мировой статистике WITS.
Мировая статистика WITS
World Industrial Truck Statistics (WITS) — это всемирная статистика, отслеживающая заказы и отгрузки погрузчиков и самоходной складской техники по всему миру и во все страны. Семь ассоциаций предоставляют для неё отчеты по месяцам нарастающим итогом в течение года. Это:
CITA — Китайская Ассоциация промышленных грузовиков
FEM — Европейская Федерация Погрузочно-Разгрузочных машин
JIVA — Японская Ассоциация промышленных транспортных средств
ITA — Ассоциация промышленных грузовиков (Северная Америка)
KOCEMA — Корейская Ассоциация Производителей строительной техники
ABIMAQ — Бразильская ассоциация машин и оборудования
SIMHEM — Общество индийских производителей погрузочно-разгрузочного оборудования
В программе отчётности используются следующие классы складской техники:
Класс 1 — Электрические погрузчики с противовесом (электропогрузчики). Класс 2 — Электрическая внутрискладская техника с кабиной для оператора (ричтраки). Класс 31 — Электрическая низкоподъёмная сопровождаемая техника, собственная масса которой включая аккумулятор <= 250 кг (электротележки). Класс 32 — Электрическая внутрискладская сопровождаемая техника (штабелёры). Classes 4/5 — Дизельные и бензиновые погрузчики с противовесом на пневмо и бандажных шинах (автопогрузчики).
! Примечание:
деление класса 3 на 31 и 32 стало использоваться с 2020 года.
Статистика по частям света в разрезе классов складской техники заказ/отгрузка за период 2018, 2019, три квартала 2020 года выглядит следующим образом:
Данные взяты из официальной статистики WITS.
Как видно из таблиц, мировой объём производства составляет 1,5 млн единиц самоходной техники.
Авторитетное немецкое издание DHF Intralogistic опубликовало очередной мировой рейтинг производителей погрузчиков и складской техники за 2019/2020 года по маркам.
Рейтинг не сильно отличается от 2018/2019 годов, но всё же есть тенденции. Выручка лидеров рынка выраженная в миллионах евро растёт несмотря на снижение мирового рынка в натуральном выражении на 2% выраженная в единицах складской техники:
Японская корпорация TOYOTA выросла в продажах с отметки 11 247 до 11 773 млн. евро или на 4,7%.
Немецкая KION (Linde, Still) с 5916 до 6404 млн. евро или на 8,2%.
Jungheinrich c 3796 до 4073 млн. евро или на 7,2%.
Японская Mitsubishi Logisnext (Mitsubishi, Nichiyu, Unicarriers, TCM) с 3439 до 3679 млн. евро или на 6,9%.
Американская семейная компания Crown c 2947 до 3323 млн. евро или на 12,8%.
HYSTER-YALE c 2539 до 2791 или на 9,9%
Manitou поменялся местами с Kalmar и поднялся с 8-го места на 7-е.
Завершают первую десятку китайские производители HELI и HANGCHA, которые так же выросли в продажах на 5,8% и 7,1% соответственно с результатами 1299 и 1117 млн. евро.
Во второй десятке идёт напряженная борьба за призовые места между корейскими DOOSAN и CLARK, которые идут ноздря в ноздрю и заработали по 699 млн. евро, показав прирост к предыдущему периоду 4,3%.
За ними с падающими продажами идет Komatsu с результатом 601 против 627 млн. евро минус 4,1%.
Далее 14-е место оккупировала итальянская Merlo, выпускающая телескопические погрузчики с результатом 439 млн. евро.
На 15-м месте опять корейская компания HYUNDAI известная на весь мир своим автомобильным подразделением. Отработала с небольшим снижением — 391 против 395 млн. евро. По объёму продаж по сравнению со своими соотечественниками из Кореи DOOSAN и CLARK, она продаёт на 70% меньше.
Китайский Lonking отстоял 16-е место. Он занимает 3-е место в мировом рейтинге среди китайских производителей с выручкой 307 млн. евро что на 3,7% больше чем в прошлом году.
Далее идут производители специализированной складской техники такие как боковые погрузчики, узкопроходные штабелёры с трехсторонней обработкой груза, взрывозащищенные погрузчики и другие.
Согласно данным WITS в Россию было завезено следующее количество складской техники по классам за период с 2011 по 2020 года:
Года
Class 1
Class 2
Class 31
Class 32
Class 4 & 5
Total
2011
3 786
2 672
6 218
10 323
22 999
2012
3 534
2 477
6 620
11 418
24 049
2013
3 094
2 506
6 407
12 197
24 204
2014
2 702
2 240
7 875
6 809
19 626
2015
1 282
1 904
6 031
3 688
12 905
2016
2 362
2 378
7 430
4 546
16 716
2017
2 886
2 295
9 191
5 251
19 623
2018
3 181
2 647
9 007
6 194
21 029
2019
2 943
2 238
8 776
5 997
19 954
2020
2 687
2 253
1 341
9 341
5 857
21 479
ИТОГО
28 457
23 610
1 341
76 896
72 280
202 584
Привычных авто и электро погрузчиков включая ричтраки (классы 1+2+4/5) было импортировано за 10 лет всего 125 000 единиц. В среднем в год импортируется в Россию 20 000 единиц самоходной складской техники. Как вы уже заметили, что в кризисные года, когда курс нашей национальной валюты резко падает к доллару США, Евро, Йене, Юаню то рынок заметно снижается. Отчётливо это видно в 2015 и 2016 года когда курс доллара вырос с отметки 35 до 65 руб. за один доллар США.
Тенденции российского рынка погрузчиков и складской техники
Теперь рассмотрим тенденции Российского рынка по классам и представим его в виде графика:
Электропогрузчики за 10 лет по количеству упали с 3786 до 2687 единиц или на 25%.
Ричтраки самая стабильная складская техника — как было 2500 штук так и осталось.
Штабелеры и электротележки, как представители малой складской техники выросли на 70% с отметки 6000 штук почти до 11000 штук.
Автопогрузчики упали в 2 раза или на 50% с отметки 12 000 штук до 6000 штук.
Оценка стоимости рынка погрузчиков и складской техники
Предлагаем теперь оценить ориентировочно годовой российский рынок погрузчиков и складской техники выраженный в рублях за прошедший 2020 год.
Электропогрузчик производства Европа/Япония/Корея стоят в районе 2 250 000 руб., китайского производства 1 450 000 руб. Их продается в России в соотношении 50/50.
Ричтраки в 99% случаях поставляются из Европы. Средняя цена составляет 40 000 Евро, в рублях это составляет 3 640 000 руб.
Электротележки 50% из Европы и 50% из Китая. Цена 550 000 руб. и 250 000 руб. соответственно.
Штабелёры, как средство малой механизации на складе, набирают обороты. Цена за самоходный штабелёр из Китая легкой серии с мачтой стандарт составляет 200 000 руб., и может возрасти до 1 000 000 руб. если штабелёр с мачтой триплекс и он европейского производства.
Автопогрузчики аналогично электропогрузчикам продаются в соотношении 50/50 между фирменными/китайскими. Так как разброс по грузоподъёмности у автопогрузчиков велик от 1,5 тонн до 10,0 тонн, бывают и большегрузные погрузчики 10,0 тонн и выше, то возьмём самый массовый сегмент погрузчиков 1,5-5,0 тонн. Рыночная цена погрузчика производства Япония/Корея/Европа составляет 3 000 000 руб., китайского 1 560 000 руб.
Тогда стоимостная оценка рынка погрузчиков и складской техники в РФ составляет:
Электропогрузчики 2687*(2 250 000+1 450 000)/2 = 4 970 950 000 руб.
Ричтраки 2253*3 640 000 = 8 200 920 000 руб.
Электротележки 1341*(550 000 + 250 000)/2 = 536 400 000 руб.
Штабелёры 9341*(1 000 000 + 200 000)/2 = 5 604 600 000 руб.
Автопогрузчики 5857*(3 000 000 + 1 560 000)/2 = 13 353 960 000 руб.
Итого рынок в стоимостном выражении составляет 32,7 млрд. руб. или по курсу 75 руб. за один доллар 435 млн. $.
! Примечание:
стоимостная оценка рынка проводится на основе самого массового сегмента рынка автопогрузчиков грузоподъёмностью от 1,5 до 5 тонн, а не всего рынка автопогрузчиков, куда так же входят погрузчики свыше 10 тонн, чья доля в стоимостном выражении может составлять около 20% всего рынка, а так же без учета телескопических погрузчиков.
Для сравнения. Выручка сети быстрого питания ООО «Макдональдс» за 2019 год составляет 58 млрд. руб.
Вот такой российский рынок погрузчиков и складской техники – тесный и многонациональный. На нём представлены все мировые производители складского напольного транспорта и все хотят быть успешными.